«СОДЕРЖАНИЕ 1. Эссе..3 2. Задания..9 Список использованной литературы..18 ЭССЕ Факторы эволюции земли Различное понимание роли различных факторов эволюции – изменчивости и ...»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Эссе…………………………………………………………………………...…3

2. Задания…………………………………………………………………………9

Список использованной литературы……………………………………...……18

ЭССЕ

Факторы эволюции земли

Различное понимание роли различных факторов эволюции – изменчивости и наследственности, естественного отбора, скрещивания и изоляции, в процессе эволюции в значительной мере обусловлено различным пониманием последней. Если под эволюцией понимать вообще любое историческое преобразование организма, то, быть может, будет приписано главное значение изменчивости организма как основному условию, без которого эволюция действительно невозможна. Если же отмечать образование новых прогрессивных форм жизни, если закономерную направленность эволюционного процесса по пути приспособления организма к окружающей среде, видеть возрастающую активность организмов в использовании средств этой среды, то основным фактором эволюции необходимо признать процесс естественного отбора наиболее приспособленных особей.

Вопрос эволюции Земли тесно связан с теорией ее происхождения. Сегодня известно, что планета образовалась около 4,5 млрд. лет назад. Вся история существования Земли подразделяется на временные отрезки, для каждого из которых характерны определенные физические, химические, климатические условия, а также этапы эволюции живой природы.

Временные отрезки геохронологической шкалы подразделяют на эоны, эры, периоды. Первый, самый ранний временной отрезок, называемый «катархей» или «лунный период» соответствует формированию Земли, ее атмосферы, водной среды.

Жизни на протяжении первых 1 – 1,5 млрд. лет не существовало ни в какой форме, поскольку еще не возникли соответствующие физико–химические условия. На раннем этапе происходили интенсивные тектонические процессы, сопровождавшиеся перераспределением по глубине Земли химических элементов и соединений. Ядерные реакции распада, происходившие в центре и глубинных слоях планеты, способствовали разогреву Земли. В атмосфере преобладали соединения серы, хлора, азота, содержание кислорода было в сотни раз меньше, чем сейчас. Более тяжелые элементы перемещались к центру Земли и затем сформировали ядро, более легкие – к поверхности. Интенсивные вулканические и грозовые процессы способствовали формированию водной среды – в ней и начали образовываться первые органические молекулы.

Архей и протерозой – две наиболее крупные эры, в течение которых начала формироваться жизнь на уровне микроорганизмов. Эти две эры объединяют в «надэру» – криптозой (время скрытой жизни). Первые многоклеточные организмы появились в самом конце протерозоя около 600 млн. лет назад.

Примерно 570 млн. лет назад, когда на Земле практически сформировались благоприятные условия для жизни, началось бурное развитие живых организмов. С этого момента наступило «время явной жизни» – фанерозой. Этот отрезок геологической истории подразделяют на 3 эры – палеозой, мезозой и кайнозой.

Следует отметить, что появление и развитие жизни на земле привело к значительному изменению твердой оболочки Земли (литосферы), гидросферы и атмосферы, а возникновение разумной жизни (человека) за короткий временной интервал вызвало глобальные изменения в эволюции планеты. Мезозойская эра характеризуется активным проявлением магматической деятельности, интенсивным процессом горообразования. В этой эре господствовали динозавры.

Различия в составе горных пород от одной эпохи к другой, в свою очередь, обусловлены резкими изменениями природно–климатических и физических условий на планете.

Установлено, что климат на Земле многократно менялся, потепления сменялись резкими похолоданиями, происходили поднятия и опускания суши. Случались и крупные космические катастрофы: столкновения с метеоритами, кометами и астероидами. На Земле обнаружено большое число метеоритных кратеров крупных размеров. Самый крупный из них на полуострове Юкатан имеет диаметр более 100 км; его возраст – 65 млн. лет – практически совпадает с окончанием мелового и началом палеогенового периода. Многие палеонтологи именно с этой крупнейшей катастрофой связывают вымирание динозавров.

Издавна, с тех пор, как появились географические карты континентов, людей очень удивляли очертания берегов Африки и Южной Америки, а также Северной Америки и Европы. Они очень хорошо стыковались друг с другом, как соседние части одной мозаики.

Современная теория континентального дрейфа утверждает: положение континентов многократно менялось на протяжении истории Земли. Внимательно рассмотрев очертания береговых линий западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки, можно увидеть их сходство. Помимо сходства береговых очертаний, было обнаружено соответствие геологических структур, непрерывность реликтовых горных хребтов и тождественность ископаемых остатков на разных континентах.

Проводившиеся в середине последнего столетия интенсивные исследования океанического дна привели к открытию глобальной системы подводных гор, так называемых  срединно–океанических хребтов.

Одновременно была выдвинута важная гипотеза, что в области осей океанических хребтов постоянно происходит формирование новых участков океанического дна, расходящихся в стороны от хребта. Действием этого процесса можно объяснить сходство очертаний континентальных окраин. Действительно, можно предполагать, что между частями расколовшегося континента образуется новый океанический хребет–зона спрединга, или поднятия вещества мантии, а океаническое дно, наращиваемое симметрично в обе стороны от него, формирует новый океан. Скорее всего, таким образом, возник Атлантический океан, посреди которого теперь расположен рассекающий его на две части срединно–Атлантический хребет.

Концепция континентального дрейфа завоевала общее признание исследователей Земли лишь в период между 1967 и 1970 годами. До этого изучение твердой Земли велось в основном на континентах, где ярко проявляются вертикальные движения земной коры. Хотя в поддержку новой концепции выдвигались убедительные аргументы, почти все геофизики выступали против нее. Их возражения основывались, по большей части, на представлениях о жесткой мантии Земли – части земных недр, заключенной между корой и ядром, – и отсутствии эффективного механизма движения континентов.

Вскоре было установлено, что вся тектоническая – сейсмическая и вулканическая активность в океанах сосредоточена именно вдоль срединных хребтов – зон поднятия вещества мантии, в которых формируется новая океаническая кора, и глубоководных океанических желобов, где старая океаническая кора погружается под материковые плиты, уходя на глубину 700–800 км. Мантия земли к тому времени уже не представлялась жесткой – была открыта астеносфера–слой внутри верхней мантии, находящийся в полурасплавленном состоянии и порождающий очаги вулканической активности.

Было установлено, что вся земная кора состоит из приблизительно 15 больших литосферных плит, которые плавают в астеносфере мантии. Под действием конвекционных тепловых потоков в астеносфере плиты постоянно движутся, сталкиваются, надвигаются друг на друга – при этом происходит горообразование – или погружаются друг под друга.

Около 1 млрд. лет назад все северные материки оказались объединенными в единый суперконтинент Лавразия, хотя его конфигурация еще отличалась от классической Лавразии, вошедшей позже в состав Пангеи. Такое отличие было связано с вероятным расположением в то время Китайской платформы между Сибирской и Казахстанской плитами. Южные материки около 1 млрд. лет назад также оказались объединенными во второй суперконтинент – Гондвану. Так, в это время Амазонская плита причленилась к Бразильской платформе и через нее – к Центральной Африке. Одновременно Южная Африка спаялась с Центрально-Африканской платформой. К ней же причленилась и Западная Африка. Восточная Гондвана, включая Австралию, Антарктиду и Индию, оказалась причлененной к восточной окраине Африканского мегащита.

Доказательством теории дрейфа литосферных плит стал палеомагнетизм – остаточная намагниченность древних извергнувшихся пород мантии. Установлено, что магнитные полюса Земли очень сильно сдвигаются в геологическом времени – сейчас они близки к географическим полюсам, т.е. к оси вращения Земли, но это было не всегда. Время от времени – приблизительно раз в 200 млн. лет – полюса меняются местами – северный становится южным, и наоборот. Это связано с тепловыми потоками вещества в жидком ядре Земли.

Убедительным доказательством происходящего является осадконакопление в Атлантическом океане: составляет несколько миллиметров (в районе Срединно–Атлантического хребта), а в зоне желобов и субдукции достигает сотен метров. Зоны субдукции, или погружения океанической коры под материковые плиты, лежат в основном по тихоокеанским побережьям обоих Америк – это Восточно–Тихоокеанская зона. Еще одна сильная зона субдукции – Азиатско-Австралийская, проходящая между южной оконечностью Азии и Австралией. Тихий океан сейчас закрывается, а Атлантический – наоборот, расширяется. Скорости расширения и закрывания немного различаются: Тихий океан становится меньше на 5 см в год; расширение Атлантики не превышает 2–х см в год.

Изменения климата и температуры во многом обусловлены астрономическими факторами: наклоном земной оси, возмущениями планет–гигантов, активностью Солнца, движением Солнечной системы вокруг Галактики. Согласно одной из гипотез резкие изменения климата происходят раз в 210–215 млн. лет, когда Солнечная система, обращаясь вокруг центра Галактики, проходит через газопылевое облако. Это способствует ослаблению солнечного излучения и, как следствие, похолоданию на планете. В эти моменты на Земле наступают ледниковые эпохи – появляются и растут полярные шапки. Последняя ледниковая эпоха началась примерно 5 млн. лет назад и продолжается до сих пор. Ледниковая эпоха характеризуется периодическими колебаниями температуры (раз в 50 тысяч лет). При похолоданиях (ледниковый период) ледники могут распространяться от полюсов к экватору до 30–40 градусов. Сейчас человечество живет в «межледниковый» период ледниковой эпохи. Наследство ледниковой эпохи – зона вечной мерзлоты (в России свыше половины ее территории).

ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры символов в нашей жизни. Опишите выбранный вами символ, объясните его смысл и происхождение

Символ – структура сознания, ответственная за процессы понимания. Знак – материальный чувственно-воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначенному им предмету, явлению, действию или событию свойству или отношению предметов, явлений, действий или событий сигнализирует о предмете, явлении, свойстве.

Принципиальная способность символа, в отличие от знака, создавать ситуацию понимания (например, происходит «осознание» связи символа с какими-то структурами сознания (или подсознания)). В итоге, именно это позволяет нам ощутить единство с миром, укорененность в бытии. Следовательно, символ предполагает необходимость очень тонкого и непрямого обращения с собой.

Можно привести следующие особенности символа:

отмечается связь символа с сознанием – с одной стороны, с внесемиотическим контекстом жизни – с другой;

символ связан с пониманием, тогда как знак – со знанием;

символ не замещает символизируемое, а имеет с ним непосредственную связь.

символ появляется не просто в результате «отсутствия» перед глазами некоего предмета/явления, но имеет с тем, что символизирует, некую кровную, телесно–ощутимую связь;

символ можно понять, лишь попав в ситуацию «жизни», и лишь потом «идеологизировать», включив в состав семиотического пространства культуры;

символ находится в ситуации предела – между сознанием и жизнью как таковой.

Далее можно привести некоторые примеры толкования символов в современной жизни:

благовония – религиозный символ, поскольку от них поднимается дым, а при помощи огня или дыма, восходящего к небу, божества и получали жертвоприношения, подносимые им на земле;

аист – символ деторождения: «аист дитя принес»;

свастика – символ нацизма и гитлеровской Германии;

эмблема пяти колец – символ олимпиады.

Эмблема пяти колец – скрывает глубокий смысл, заключающийся в самом понятии спорта как такового. В него заложена идея всеобщей популяризации олимпийского движения, равноправия каждой участвующей страны, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Впервые символ Олимпийские кольца дебютировал на Олимпийских играх 1914 года, проходящих на территории Бельгии. По одной из версий, признанной даже Олимпийской хартией, происхождение символа Олимпийские кольца принято связывать с французом Пьером де Кубертеном. Именно по его инициативе и разработкам на олимпийском флаге было изображено 5 разноцветных колец. Случилось это в 1912 году. Переплетаясь между собой, они образовали два ряда. Верхний ряд состоит из колец синего, чёрного и красного цветов, нижний ряд из жёлтого и зелёного. Число пять символизирует пять частей света, каждой из которых соответствует конкретный цвет. Синий цвет обозначает Европу, чёрный континент – это Африка, красный – Америка, жёлтый – Азия, а зелёным континентом называют Австралию. Два американских материка при этом рассматривались как один континент, Антарктида и Арктика не были приняты во внимание. Сплетение пяти колец в одно целое означает объединение пяти континентов во имя состязаний мирового масштаба, общего спортивного духа, равноправия стран и готовности к жёсткой, но честной конкуренции.

Вторая версия появления олимпийских колец, не столь известна, но при этом не может быть преждевременно снята со счетов. По некоторым сведениям, символ из пяти олимпийских колец придумал психолог Карл Юнг. Он был прекрасно осведомлён в сфере китайской философии, в которой знак кольца означал некую энергию, жизненную силу и величие. По верованиям китайцев нашим миром управляют энергии земли, воды, огня, дерева и металла. Юнг лично предложил обозначить пять колец этими энергиями и объединить их в символе, который нам известен сегодня. Кроме этого, в 1912 году учёный предложил своё понимание олимпийских состязаний. Сейчас мы их называем пятиборьем. По его убеждению, спортсмен-олимпиец должен был быть универсальным и владеть каждым из пяти основных видов спорта – плаванием, фехтованием, прыжками, бегом и стрельбой. При этом плаванию соответствовал синий цвет, фехтованию – красный, прыжкам – зелёный, бегу – жёлтый, стрельбе – чёрный. Такая интерпретация эмблемы акцентировала внимание не на мировом масштабе спортивных соревнований, а на способностях и достижениях конкретного человека, достойного называться олимпийским чемпионом.

Использование символа Олимпийских колец подвергается строгой регламентации. Нельзя менять цвета и смещать кольца из одного ряда в другой.

2. Найти несколько социологических определений культуры

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

К литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся:

социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства;

проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур;

воздействия культуры на социально–исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально–политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.

Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно «социологии культуры» и места этой дисциплины в структуре социологического знания.

Понятие социологии культуры можно использовать в различных, отчасти пересекающихся контекстах:

культура как противоположность биологическому: это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества;

культура как противоположность природы: совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким образом, индивидуальную духовность;

культура как противоположность структуре: с точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества;

культурное как противоположность материального. Для многих марксистов – это сфера убеждений, идей и практик, форма которых определяется экономической структурой или испытывает серьезное воздействие с ее стороны. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеология;

культура высокая и культура популярная. Когда говорят о «высокой культуре», социологический смысл этого понятия сближается с обиходным понятием. Под культурой в данном случае понимается социальная практика, имеющая художественный (в самом широком своем значении) характер, не зависимо от того, касается ли это музыкальных или литературных вкусов, в области моды или телевидения.

культура как образ жизни. Социальные группы могут отличаться друг от друга установками, убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множества других черт, составляющих образ жизни.

3. Приведите примеры выражений из студенческого жаргона. Объясните их смысл и этимологию. Каким образом в жаргоне отражаются особенности студенческой жизни?

В содержание социолингвистического понятия «язык молодежи» закладывается противопоставленность основной части языка (литературной, кодифицированной), так называемого стандарта – субстандарту. В этом заключается, по мнению ученых, внутренняя оппозиционность. Жаргон – «полуоткрытая лексико–фразеологическая подсистема, применяемая той или иной социальной группой с целью обособления от остальной части языкового сообщества».

Студенческий жаргон – это своеобразный язык, распространенный среди учащихся высших учебных заведений. В нем можно выделить несколько групп. Первая – это общие для всех студентов жаргонизмы: «зачётка», «универ», «препод», «фак», «абитура», «первокур», «общага», «хвост», «шпора», «курсач».

Существуют и целые студенческие жаргонные выражения, такие как:

забить на пару – прогулять занятие;

подтянуть хвосты – сдать все долги по задолженностям;

вышла халява – студент сдал зачет, работу или экзамен быстро, смог списать или поставили зачет всем, кто пришел на пару;

халява приди – призывать удачу перед экзаменом, зачетом;

словить неуд – не сдать зачет, экзамен;

ушел в академ – уйти в академический отпуск.

В каждом университете могут быть приняты свои устойчивые выражения (студенческий жаргон), которые передаются от старших курсов младшим.

Вторая группа состоит из жаргонизмов, которые употребляются студентами в соответствии с их факультетом и специализацией: матан, матанал – математический анализ, вышка – высшая математика, начерталка – начертательная геометрия, термех – теоретическая механика, уголовка – уголовное право, дрель – древнерусская лиература, просем – просеминарий.

Слова из двух групп образуются от сокращений: самого слова, предметов. Иногда названия предметов студенты заменяют фамилиями преподавателей или авторов учебников (учебник Деревянко, из чего следует название предмета – деревяшка). На старших курсах в жаргоне студентов появляются специальные термины, присущие уже не студенческой, а профессиональной среде.

Профессиональные жаргоны как организованные системы русского языка начали вымирать в XIX веке. Их задачей было засекречивать способы производства. Они не были просто производственными словарями, в них присутствовали и общеупотребительные слова. Студенту нужно скрывать не так уж много. Психологически он просто старается как–то обозначить свою обособленность, еще раз подчеркнуть собственную сверхценность для не замечающего его мира. Студент отгораживается, прежде всего, от взрослых, создает группу общения, в которой пользуется специфическим языком – это дает ему ощущение некой защищенности от окружающего мира. Также жаргон некий невыраженным протестом перед взрослыми. Сленг противопоставляется литературному языку. Опять же в силу стремления самовыразиться.

Студенческий сленг активен. С течением времени уходят одни образования, им на замену приходят новые. В студенческом жаргоне много наименований действий и состояний. Жизнь студента безумно активна, он переходит от одного вида активности к другому. Молодость есть молодость, вот поэтому в таком жаргоне гораздо больше слов–действий, чем слов–предметов.

Так или иначе, студент должен самореализовываться в мире и жаргон всегда будет оставаться одним из способов такой самореализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абросимов К. Социологический словарь/ К. Абросимов. – М.: Проспект, 2013. – 23 с.

Дорошева М. Символ жизни / М. Дорошева // Работница. – 2014. – № 4. – С. 42.

Дреер Й. Символ и теория жизненного мира: «Трансценденции жизненного мира и их преодоление посредством знаков и символов» / Й. Дреер // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2011. – № 3. – С. 3– 26

Добрецов Н. Л., По ступеням эволюции. Эволюция Земли, ландшафтной оболочки, климата и биосферы // Наука из первых рук. – 2012. – № 2 (44). – С. 22– 30

Мальцева В. Символ вечной жизни / Валентина Мальцева // Читайка. – 2014. – № 12. – С. 8 – 10.

Окунов К. Культура: учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 342 с.

Полехина Е. А., Молодежный жаргон как объект лингвистического исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. – 2012. –№ 1 (15). – С. 180–184

Хомяков Е. А., Коды культуры в жаргонной фразеологии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. –2014. – № 3 (31). –С. 151–160

Шарков Е. В., Эволюция тектономагматических процессов в истории Земли и Луны // Геотектоника. – 2010. – N 2. – С. 3–22

Шумакова М. П. Символ и феноменология жизни: к проблеме методологии исследования православного дискурса / М. П. Шумакова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 125– 130.

«Республика Крым Белогорский район МКОУ "Цветочненская средняя школа" Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании ШМО зам.дир.по УВР директор МКОУ Цветочненская СШ протокол № Н.И.Петер Е.Л. Менжелеева от "_" 2016 г. "_"_2016 ""_2016 Барыкина Н.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по истории для 5 класса на 2016-20...»